ФЁДОР ОСИПОВИЧ ШЕХТЕЛЬ #Архитектор@kapitel_architecture Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель (26 июля (7 августа) 1859, Санкт-Петербург — 7 июля 1926, Москва) — русский архитектор, живописец, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Федор Шехтель родился в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове. Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге. Отец будущего архитектора Осип Шехтель поехал на учебу в Санкт-Петербург в середине 1840-х годов, где окончил Технологический институт, получив звание инженера-технолога. Там же в 1855 году Осип (Иосиф) Шехтель женился на Дарье Карловне (Розалине-Доротее) Гетлиб из купеческой семьи и вскоре у них родился сын Федор (Франц-Альберт). Всего в семье Шехтелей родилось 7 детей. В 1866 году семья переехала в Саратов, когда маленькому Федору было 6 лет. В 1867 году умерли отец и дядя – семья осталась без средств. Федор был зачислен в гимназию, но способности проявил только к рисованию и черчению, проучившись в гимназии всего год. В 1873 году Федор поступил в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии на «казенный кошт» и закончил его в 1875 году. В это время мать Дарья Карловна переехала вместе с детьми в Москву, где стала экономкой в доме купца Павла Третьякова, собирателя русского искусства. Именно там будущий зодчий оказался в центре художественной жизни, общаясь со знаменитыми художниками и архитекторами. Параллельно он начал работать в мастерской А.С. Каминского, сделав в соавторстве с ним проект фасада здания Исторического музея в русском стиле. В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже 1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость». Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» И.С.Тургенева. Подписывался Федор Шехтель псевдонимом «Ф.Ш.» или «Финь-Шампань». В 1882 году Федор Шехтель стал сотрудничать как театральный художник со знаменитым антрепренером М.В.Лентовским. В этом году он оформил декорации и костюмы для спектакля «Полет на луну». В 1883 годусделал костюмы и декорации для шествия «Весна-Красна», изданные отдельным альбомом и имевшие большой успех, создал декорации и костюмы к спектаклям «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». В 1884-1887 годы Шехтель оформил спектакли «Чёрт на Земле», «Курочка— золотые яички», «Путешествие в Африку», «Мальчик-с-пальчик, или Людоед Лу-Лу» «Золотые яблоки или 43 качества заколдованной принцессы», построил открытый театр «Антей» в саду «Эрмитаж» на 1700 мест, сделал ресторан в китайском стиле «кинь-Грусть» в парке Ливадия в Санкт-Петербурге. Параллельно он выполнял заказы на декорации и костюмы для Большого театра. Важное место в его творчестве занимает церковная архитектура. В 1887 году был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Т.С.Морозову, а позднее на фамильном участке Морозовых построена железная сень. В 1894-1898 годах Федор Шехтель создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова монастыря, трапезную Рождественского монастыря. В этот же период Федор Шехтель построил много загородных усадеб и частных домов. Его заказчиками были железнодорожные магнаты Дервизы, для которых он строил в Сохе, Старожилове, Кирилицах, Дягилеве. Кнему обращались Морозовы: для С. Т. Морозова была построена деревянная дача в русском стиле на реке Киржач, В. Е. Морозов, глава торгового дома «Викула Морозов и сыновья» заказал перестройку усадьбы в подмосковном Одинцове-Архангельском. Официальное право ведения строительства было получено Федором Шехтелем 26 января 1894 года. Техническо-Строительный комитет МВД выдал Свидетельство на право производства работ по строительной, гражданской и дорожной частям – архитектор стал подписывать свои проекты: «техник архитектуры». В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО), а в 1898 году он становится штатным преподавателем в Строгановском училище. На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью. В 1901 году он подал прошение на звание академика в Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве. В 1908 году Федор Шехтель строит дом для Торгового дома И.М.Гальперина на Пятницкой улице. В 1909 году он возводит на Большой Садовой улице особняк с флигелем-мастерской для своей семьи. В конце 1900-х начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, безвозмездная реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке. В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешел в православие из католичества и принял имя - Федор. Революция 1917 года принесла архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. При этом Федор Шетель был назначаем на громко звучащие должности: в 1920 году - глава Художественно-производственную комиссию Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства (ХПК НТО ВСНХ), председатель Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председатель художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем разных конкурсов. Федор Шехтель продолжал создавать новые проекты – Болшевского оптического завода в 1920 Мавзолея Ленина в 1924 году, Днепрогэса в 1925 году – они все были не приняты. Единственная постройка этого времени – павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду. Последние годы великого архитектора были полны лишений - ему по ходатайству А.В.Луначарского назначили пенсию в 75 рублей, которой не хватало на жизнь. Он жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье резко ухудшилось, зодчий слег, и, не поднимаясь с постели, Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года. Федор Осипович Шехтель похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. ПОДРОБНЕЕ ОБ АРХИТЕКТОРЕ, ОБЗОР РАБОТ И ФИЛЬМЫ ЗДЕСЬ: https://new.vk.com/topic-43797049_32687841 АЛЬБОМЫ: ОСОБНЯК С.П.РЯБУШИНСКОГО. МОСКВА (1900-1903) Особняк А. А. Рябушинской (С. П. Рябушинского) со службами Россия, Москва, Малая Никитская улица, 6/2 — Спиридоновка, 2/6, стр. 1, 2 Памятник архитектуры (федеральный) (особняк) Памятник архитектуры (региональный) (службы) Мозаики художника В. А. Фролова Особняк Рябушинского – уникальное здание, настоящее произведение искусства. По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад. Как и во всех своих проектах, здесь Шехтель тщательно продумывал все детали. Интерьер дома поражает своей продуманной эклектичностью. Один из символов особняка Рябушинского – мраморная лестница, выполненная в форме волны, но и кроме неё здесь есть, на что посмотреть и чему восхититься. Поражают огромные окна второго этажа, рамы, выполненные наподобие цветов и деревьев и арки крыльца, похожие на рожки улиток, цветочные мотивы и волны – символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой. Сегодня в особняке Рябушинского находится дом-музей Горького, который жил здесь с 1931 года. Очень советуем сходить, не пожалеете. Альбом: https://new.vk.com/album-43797049_226525041 ОСОБНЯК САВВЫ МОРОЗОВА НА СПИРИДОНОВКЕ (1893-1898) Особняк З. Г. Морозовой (С. Т. Морозова) Дом приёмов МИД Россия, Москва, Спиридоновка, 17 Памятник архитектуры (федеральный) (особняк, ограда с решёткой) Памятник архитектуры (вновь выявленный объект) (флигель) При участии арх. И. С. Кузнецова (наблюдение за строительством), В. Д. Адамовича, И. Е. Бондаренко (помощники), М. А. Врубеля (интерьеры). Пострадал от пожара в 1995 г., восстановлен. Удивительно, но факт: один из своих лучших проектов, дом Морозова, Шехтель проектировал и строил, не имея архитектурного образования. Савва Морозов имел особое чутьё на людей и умел видеть то, что сегодня мы называем «тренд». Морозов, выпускник Кембриджского университета, выбрал для особняка стиль английской неоготики, в оформлении же предоставил Шехтелю полную свободу и неограниченные возможности. Большой удачей можно назвать то, что Шехтель работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем. Шехтель с Врубелем тщательно проработали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты. Интересный факт: в своём доме Морозов укрывал Баумана. На приёме, устроенном для московского генерала, революционер, представленный как «друг семьи», сидел за одним столом с «хозяином Москвы», в то время как его искала вся московская полиция. Альбом: https://new.vk.com/album-43797049_233121671 ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ. МОСКВА (1902-1904) Россия, Москва, Комсомольская площадь, 5 Памятник архитектуры (федеральный) Частично перестроен, первоначальная отделка интерьеров утрачена Глобальный проект Шехтеля – здание Ярославского вокзала. Ярославская железная дорога связывала Москву с Белым морем и северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный, конечно, архитектором в индивидуальной манере. В 1901 году Шехтель проектировал павильоны для международной выстави в Глазго, где он впервые занялся переработкой древнерусских мотивов в архитектуре. В проекте вокзала сложные архитектурные решения совмещены с необыкновенной простотой, вокзал напоминает северные погосты-тройники. Декоративная лепнина, керамические панно, выполненные в абрамцевской мастерской – всё это отражает гениальный замысел Шехтеля. Альбом: https://new.vk.com/album-43797049_234749280 ТИПОГРАФИЯ "УТРО РОССИИ", МОСКВА (1907—1909) Типография П. П. Рябушинского «Утро России» Россия, Москва, Большой Путинковский переулок, 3 Памятник архитектуры (федеральный) Перестройка бывшего дома Н. К. Бутурлина. В 1913—1914 гг. пристройки по проекту арх. П. А. Заруцкого (во дворе). В 1930-е надстроен, частично переделан фасад. Восстановлен в 2000-е гг. Дом № 5 на Большом Путинковском переулке построен в 1907–1908 годах по проекту знаменитого архитектора Ф. О. Шехтеля, яркого мастера стиля модерн, в присущей ему изысканной и артистичной манере. Здание предназначалось для типографии и редакции прогрессивной газеты «Утро России», основанной предпринимателем и общественным деятелем П. П. Рябушинским. Альбом: https://new.vk.com/album-43797049_234755521 ОСОБНЯК А.И.ДЕРОЖИНСКОЙ (1901-1604) Особняк и флигель А. И. Дерожинской-Зиминой Россия, Москва, Кропоткинский переулок, 13 Памятник архитектуры (федеральный) Архитектор: Ф.О. Шехтель При участии арх. А. А. Галецкого Альбом: https://new.vk.com/album-43797049_234191867 ОСОБНЯК П.П.СМИРНОВА (1901—1914) Россия, Москва, Тверской бульвар, 18 Архитектор: Ф.О. Шехтель Перестройка и внутренняя отделка дома второй половины XVIII в., при участии арх. А. А. Галецкого Альбом: https://new.vk.com/album-43797049_234749942 ОСОБНЯК ШЕХТЕЛЯ. МОСКВА (1896-1604) ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УРУГВАЙ Собственный особняк Ф. О. Шехтеля с флигелем и оградой Россия, Москва, Ермолаевский переулок, 28 Памятник архитектуры (федеральный) (особняк) Памятник архитектуры (региональный) (флигель, ограда) При участии арх. В. Д. Адамовича (помощник). Пристройка с северной стороны осуществлена по проекту Шехтеля в 1904 г. Особняк по адресу Ермолаевский переулок, 28 в Москве известный московский зодчий Ф.О. Шехтель спроектировал лично для себя. В создании ставшего архитектурным шедевром дома ему помогал его ученик В.Д. Адамович. Альбом: https://new.vk.com/album-43797049_234772720 ТОРГОВЫЙ ДОМ В.Ф. АРШИНОВА (1899-1900) Конторские помещения Торгового дома «В. Ф. Аршинов и Ко» Москва, Старопанский переулок, 5 Памятник архитектуры (федеральный) Альбом: https://new.vk.com/album-43797049_234908639 ШЕХТЕЛЬ Общий альбом: https://new.vk.com/album-43797049_219395003 #Архитектура@kapitel_architecture #Архитектура #Архитектор #БиографияАрхитектора #ИсторияАрхитектуры@kapitel_architecture #ИсторияАрхитектуры #АрхитектурныйКалендарь@kapitel_architecture #Модерн@kapitel_architecture #модерн #Шехтель